Дрессировка собак в домашних условиях для начинающих, 1 часть – с чего начать, команды Ко мне и Рядом

image

Традиционные методы дрессировки

Успех обучения собаки напрямую зависит от выбранной методики. В основе старой школы дрессировки лежит система положительных и отрицательных подкреплений, другими словами – пряника и кнута.

Обучающие инструкции пестрят рекомендациями применять силовые методы, когда собака что-то делает не так: «надавите на холку», «дёрните за поводок», «потяните за ошейник» и прочее.

image Так советуют учить щенка команде Лежать традиционным способом.

Сторонники старых методов не верят в способность собаки понимать команды без принудительных мер. Главные задачи такой дрессировки – подавить естество животного, полностью подчинить, добиться безукоризненного автоматического выполнения команд.

Такой подход к домашней дрессировке нарушает контакт животного и владельца. Собака связывает негативные эмоции с хозяином. Воспринимает его как центр своих бедствий, от которого нужно держаться подальше.

Избыток отрицательных эмоций у чувствительных собак приводит к стрессу. Хроническое внутренне напряжение ставится главной причиной поведенческих проблем.

Команды послушания

Общий курс дрессировки включает обучение собак классическим и цирковым командам.

Классические команды:

  • “Ко мне” – подзыв собаки с усадкой перед хозяином, и последующим принятием исходного положения.
  • “Рядом” – движение рядом без поводка по усложнённому маршруту; смена сторон по команде; принятие исходного положения в движении после подзыва.
  • “Сидеть/Лежать/Стоять” – у ноги, на расстоянии, из движения; под разными углами от дрессировщика; по команде и жесту, только жесту, только команде.
  • “Место” – выдержка на месте до 15 минут, высылка на обозначенное место, высылка по стимулам окружающей среды.
  • “Нельзя” – пресечение нежелательных действий и постановка запрета на них.
  • “Апорт” – ношение и поднос брошенного предмета.
  • “Гуляй” – разрешение прекратить выполнение команды.

Цирковые (для мелких пород):

  • “Поворот” – поворот кругом на 360 градусов.
  • “Кульбит” – перекат через спину.
  • “Прыгай” – прыжок через ногу, руку или кольцо.
  • “Поклонись” – призыв поклониться.
  • “Служить” – стоять или сидеть на задних лапках.
  • “Шагай” – хождение на задних лапках.
  • “Вальс” – кружение на задних лапках.
  • “Дай лапу/другую” – дать одну лапу, потом другую.
  • “Змейка” – пошаговое прохождение между ног.

Дрессировка собак методом положительного подкрепления

Последние два десятилетия тренеры и владельцы отходят от традиционных способов домашней дрессировки собак.

Методика положительного подкрепления целиком опирается на внутреннюю мотивацию животного для выполнения команды хозяина и отрицает насильственные методы.

Собаки – социальные животные. Природа наделила их познавательными способностями, направленными на выстраивание отношений с человеком. Другими словами они вовсе не хотят конфликтовать с хозяином, который даёт кров, еду, заботу и любовь. Собаки тоже заинтересованы в выстраивании мирных отношений.

Владельцу остаётся лишь развить природные способности, доходчиво объяснить, какого поведения он ждёт:

  • Положительное подкрепление – это всё, что любит собака и самый простой, понятный способ передать информацию: сделай, как хочу я, и получишь, что любишь ты. Животное быстро связывает своё поведение с ценной наградой. В следующий раз выполнит задание с большей вероятностью, быстрее и лучше.
  • Тренировки на положительном подкреплении проходят на радостном эмоциональном фоне, укрепляют контакт с хозяином.
  • Собака искренне заинтересована в результате. Первую награду воспринимает как случайность, вторую считает совпадением, третью – закономерностью. После регулярных занятий проявляет инициативу в предвкушении награды, сама предлагает нужное владельцу поведение.
  • Дрессировка на положительном подкреплении подходит для животного любого возраста: от двухмесячного щенка до взрослой собаки с проблемами поведения.

Когда рядом с хозяином эмоционально уютно, интересно, весело и вкусно, базовые навыки осваиваются «сами собой», без усилий.

Положительное подкрепление – не означает вседозволенность, когда хозяин не реагирует на поступки питомца. Наоборот, это гуманный способ установить свои правила, научить собаку правильному поведению.

Зачем дрессировать собаку

Цели дрессировки ставятся в зависимости от породы питомца. Основными являются:

  • Формирование адекватной реакции на окружающие раздражители. Это может быть транспорт, проявление агрессии со стороны других питомцев и прочее.
  • Подчинение и послушание.
  • Формирование навыка самостоятельно принимать решение при необходимости защиты себя и своего хозяина.

Дрессировка собаки должна происходить в положительном настроении

Общие правила самостоятельной дрессировки

Перед началом дрессировки щенку необходимо показать, какое место он занимает в семье. Питомец должен знать, что главный в доме – это хозяин и его команды необходимо выполнять.

Важно! Приучение к выполнению команд не должно сопровождаться применением насилия. Щенок должен чувствовать любовь и заботу от своего хозяина.

Чтобы самостоятельная тренировка дала результат, требуется соблюдать основные правила дрессировки собак:

  • Не запугивать животное.
  • Требуя выполнения команды, использовать минимальное количество слов.
  • Следить за поведением питомца.
  • Всегда добиваться выполнения команды.
  • Если щенок заболел, не проводить урок.
  • За правильное выполнение всегда поощрять питомца.

Три кита домашней дрессировки собак – 3 вида мотивации

Собака живёт по своим законам, следует инстинктам, и не работает просто так. Движущая сила дрессировки – мотивация животного. Если пёс хочет что-нибудь получить, то готов напрягаться, думать и делать.

Самые действенные 3 вида мотивации:

  • Пищевая. Здоровую собаку еда интересует всегда. Это свойство обусловлено инстинктом выживания. Вкусным кусочком хозяин побуждает совершить нужное действие, награждает после правильного выполнения.
  • Игровая. В каждой собаке заложен охотничий инстинкт. Отсюда привычка трепать предметы, догонять. Любимая игрушка сработает не хуже лакомого кусочка для наведения животного на нужное действие. Игра с хозяином станет поощрением правильного поведения.
  • Социальная. Эта вторичная мотивация, которая нарабатывается постепенно. Если вместе лакомством, игрушкой собаку эмоционально хвалить, гладить, она быстро поймёт смысл слов и прикосновений. Постепенно похвала становится самостоятельным мотиватором без добавления корма и игры.

Легче всего управлять животным, у которого развиты все 3 вида мотивации. Лакомство, любимая игрушка, похвала – это зарплата собаки, за которою она готова работать.

Почему отрицательное подкрепление не работает

Отрицательное подкрепление – это любое негативное воздействие непосредственно в момент невыполнения команды. Повышение голоса, силовые методы дают временный результат, их приходится постоянно ужесточать.

Сначала пёс реагирует на окрики, слушается. Потом привыкает, перестаёт замечать. Хозяин усиливает отрицательное подкрепление, в ход идут рывки поводка.

Это временно помогает, но животное и к ним приспосабливается. Приходится дёргать сильнее и так до бесконечности. Особо «продвинутые» дрессировщики от собственного бессилия доходят до строгих или электрошоковых ошейников.

Отрицательное подкрепление ничему не учит, не мотивирует совершить правильное действие. На тренировках собака ничего кроме страха и отвращения к командам не чувствует. В результате живёт в состоянии хронического стресса.

Чувствительные животные зарабатывают настоящий невроз, который трудно лечится. О доверии, уважении и любви можно забыть. Главным двигателем поступков становится страх.

Звуковые маркеры положительного подкрепления

Звуковой сигнал – это способ мгновенно отметить правильное выполнение команды. Для этого на тренировках пользуются кликером.

При нажатии на кнопку кликер издаёт чёткий щелчок средней громкости.

Перед первыми занятиями потренируйте питомца в спокойной домашней обстановке:

  • Щёлкните кликером. Потом сразу дайте вкусный кусочек.
  • Упражнение повторите 5 – 7 раз подряд, сделайте перерыв.
  • В течение суток вернитесь к нему ещё 5 – 6 раз.
  • Позанимайтесь 2 – 3 дня, потом проверьте. Дайте сигнал и посмотрите на реакцию животного. Если пёс встрепенулся и выжидательно смотрит – значит, понимает звук правильно и можно начинать занятия.

Кликером удобно пользоваться, но у него есть недостатки. Прибор занимает руки, теряется, забывается. Некоторых собак щелчки нервируют. На начальных занятиях вместо кликера можно пользоваться словом «Да». Его поизносят коротко, без эмоций, всегда одинаково.

Звуковой сигнал дают точно в момент правильного выполнения. Он не отменяет награды. После щелчка кликера или маркера «Да» собаку всегда угощают, хвалят или играют. Без поощрения сигнал становится бесполезным.

Звуковыми маркерами удобно фиксировать короткие удачные моменты. За мгновение не успеть сунуть вкусный кусочек в пасть. Щелчок кликера или слово «Да» сообщают животному: ты сделал правильно, сейчас будет награда.

Сигналом мгновенно закрепляют выполнение команды на расстоянии, когда невозможно сразу наградить собаку. После освоения навыка звуковые маркеры уже не нужны.

В каком возрасте начинать дрессировать щенка и сколько заниматься

Раньше обучение собак начинали с 6 месяцев. На тренировках применялись силовые приёмы, которые не допустимы для маленьких щенков.

Дрессировку на положительном подкреплении можно начинать уже с 2 месяцев дома, а после плановых прививок переходить на улицу:

  • Занятия проводите короткими сессиями, но несколько раз в день, например, утром и вечером.
  • Общее время одной тренировки для щенка – не больше 15 минут, для взрослой собаки – 40 минут.
  • Одну команду повторяйте не больше 3 – 5 раз подряд, затем делайте перерыв, поиграйте с питомцем или переходите к другому заданию.
  • Заканчивайте тренировку чуть раньше, чем он устанет или потеряет интерес.

Полезные советы от профессионалов

  • Перед тем как приступить к дрессировке собаки на улице, позвольте ей ознакомиться с территорией. Так она будет чувствовать себя спокойнее, и дрессировка пойдёт легче.
  • Также полезно дать собаке набегаться перед занятием. Уставшая, она будет лучше концентрироваться на командах, что значительно упростит процесс обучения.
  • Не нужно повторять команду по пять раз за три секунды, а то ваш питомец растеряется.
  • Следите, чтобы все команды выполнялись с удовольствием и без страха. Если вы заметили, что собака напугана, то, скорее всего, вы были излишне строги. Прервите дрессировку, чтобы дать любимцу успокоиться. На следующий день начните заново, делая всё немного мягче.
  • Постепенно усложняйте обстановку. Собака должна слушаться вас не только в спокойном месте, но и в случае непредвиденных ситуаций.
  • Проследите, чтобы собака слушалась всех членов семьи.

Какое лакомство давать щенку при дрессировке

Вкусный кусочек на тренировках как указка. Он наводит на нужное действие, помогает объяснить команду, отмечает успешное выполнение.

Перед тренировками собаку не кормят, иначе лакомство не заинтересует питомца. Голодная собака тоже плохой ученик. Запах еды станет сильным раздражителем, отвлекает внимание от хозяина.

Кормите питомца за 2 – 3 часа до тренировки.

Повседневная еда не станет действенным стимулом. На занятия берите самый желанный корм, который соответствует критериям:

  • Не навредит здоровью собаки.
  • Не пачкает руки. Например, сырое мясо привлекательно для животных, но оставляет следы на ладонях, одежде.
  • Доступен по цене: корм для тренировок нужен постоянно, а не по праздникам.
  • Не крошится. Вареная курица в руках расслаивается, падает на землю, отвлекает собаку.

Размер кусочков делают таким, чтобы пёс сумел быстро проглотить. Если он долго жуёт заработанное угощение, то забывает, за что его получил. Но не обманывайте питомца, не давайте крошки, которые он вообще не почувствует.

Вот вариант лакомства, которое подходит для дрессировки:

  • Возьмите в равных частях говяжье легкое, сердце, печень.
  • Помойте, отварите в течение 30 – 40 минут.
  • Остудите, порежьте на кубики.

Такую еду любят собаки, она не вредит здоровью, не оставляет следов на руках и не распадается на кусочки.

Другие виды корма для тренировок:

  • Варёные желудки, сердечки кур, порезанные на кубики.
  • Ломтики нежирной колбасы или сыра – не полезная еда, но пойдёт, когда под рукой ничего нет.
  • Готовые лакомства для дрессировки из зоомагазина.

Как дрессировать декоративные породы собак?

Есть породы, которые все же считаются более склонными к дрессуре, например, охотничьи, служебные и пастушьи собаки. Но это качество заложено в них генетически, ведь к разводу допускались самые сообразительные особи.

Некоторые люди бездумно заводят собаку, как модный аксессуар, особенно это касается декоративных пород. Но не стоит думать, что йоркширского терьера или китайскую хохлатую невозможно обучить. Напротив, выведенные для души, а не для работы, маленькие собачки очень внимательны к настроению хозяина.

Декоративные собаки – это компаньоны, поэтому они не оценят силу, скорее, станут бояться хозяина или проявлять агрессию. С ними нужно общаться дружелюбно, проявляя твердость, но не жестокость. Объяснять им требования, осознавая, что они не понимают слов, а ориентируются на интонацию и жесты.

Они легко приучаются, к примеру, ходить в туалет на пеленку. Самое важное – научить малышей запретам.

С чего начать дрессировку щенка

Первое условие успешных тренировок – установить зрительный контакт с питомцем.

Основа домашней дрессировки: зрительный контакт с питомцем.

Под этим словом скрывается не просто взаимопонимание, доверие и радость общения. Это умение смотреть, задерживать взгляд, концентрировать внимание на хозяине, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Собака думает о том, что видит перед собой. Когда смотрит на хозяина – слышит его, готова воспринимать и выполнять команды.

Поэтому сначала научите питомца быстро переключать внимание на вас:

  • Дома сядьте напротив щенка, покажите кусочек и спрячьте за спину.
  • Когда он начнёт искать, окликните по имени.
  • Дождитесь, когда пёс посмотрит вам в глаза, поймайте взгляд хотя бы на секунду.
  • В этот момент дайте звуковой сигнал кликером или словом «Да», похвалите и отдайте кусочек.
  • Повторяйте упражнение в спокойной обстановке дома по 3 – 5 раз в несколько заходов с перерывами.
  • Потом продолжайте тренировать на прогулке: сначала на пустыре, затем на площадке с раздражителями.
  • Понемногу увеличивайте время концентрации внимания – удерживайте взгляд 2, 3, 5 секунд. И только потом подавайте звуковой сигнал, хвалите и угощайте.

Постепенно щенок поймёт – смотреть на вас выгодно, ведь за это дают вкусняшку. Он перестанет убегать на прогулках, станет чаще оглядываться. На такое поведение легко накладываются другие команды.

Формы обучения

Существует 2 формы обучения на выбор: первая – вы занимаетесь со своей собакой под руководством инструктора; вторая – инструктор сам дрессирует собаку, в вашем присутствии или нет.

Первая форма обучения хороша тем, что вы учитесь дрессировать сами и при желании можете продолжить обучение своей собаки самостоятельно. Плюс, поддерживать выученные команды в работоспособном состоянии. Но учитесь вы все-таки на своей собаке, что несколько препятствует нормальному ходу учебного процесса.

Вторая форма обучения хороша тем, что существенно сокращает сроки подготовки, благодаря тому что с вашей собакой занимается опытный инструктор; но вам все равно потребуется выучить команды и научиться правильно их подавать. А также, при необходимости, пройти тренинг по установлению лидерства из курса воспитания.

Какие команды можно выучить с собакой

Самостоятельно по силам освоить базовые навыки, которые значительно упрощают совместную жизнь с питомцем:

  • Ко мне – мгновенно подбегать на подзыв.
  • Сидеть, Стоять, Лежать – принимать статичные позиции и не трогаться с места без разрешения.
  • Рядом – не тянуть хозяина на прогулках или двигаться без поводка.
  • – спокойно проходить мимо выброшенной еды на улице, не подбирать с земли отбросы.
  • Место – отправляться на лежанку по требованию.
  • Дай – спокойно отдавать схваченную кость или ценную вещь.
  • Принеси – этот навык пригодится во время игры, когда нужно сбросить скопившуюся энергию.

Для оценки прогресса освоение нового навыка можно разделить на 4 главные стадии:

  1. Первое успешное выполнение.
  2. Собака без запинок демонстрирует новый навык в 8 случаях из 10 в тихом уединённом месте.
  3. Команда без задержек выполняется в любом месте на улице и дома, с разными отвлекающими факторами.
  4. Новый навык становится частью повседневной жизни, остаётся его поддерживать.

За крупный успех и переход на очередную стадию обучения собаку награждают большой порцией самого желанного лакомства. Это как «джек-пот», который выдаётся в случае значительного прорыва.

Собака не выполняет команды – что делать

Неудачи на тренировках чаще случаются по трём причинам: низкая мотивация, ошибки владельца, плохое самочувствие животного:

  • Не торопите собаку. Она сама задаст темп, ведь скорость обучения у всех разная. Одни усваивают новый навык после 5 повторений, другим и 100 закреплений мало. Но и самые гениальные не выполнят в первого раза задание в незнакомой обстановке, с сильными раздражителями. Читайте по теме: Самые обучаемые маленькие собаки в рейтинге С. Корена.
  • Ставьте выполнимые задачи. Усложняйте задания постепенно: чем больше отвлекающих внимание объектов, тем труднее собаке. Тренируйте сначала дома, потом на улице в уединённых уголках, затем в местах с минимумом раздражителей. Когда у щенка начнёт получаться, переходите на площадки с сильными отвлекающими факторами, где гуляют другие животные, незнакомые люди.

    Если тренировки перенести из дома сразу на шумный двор, питомец забудет все команды.

  • Меняйте положение относительно собаки. Командуйте стоя напротив, сбоку, сзади, отходите на 3 – 5 шагов сторону. У животного формируется стереотип поведения, ему трудно с первого раза выполнить задание, услышанное с непривычного места.
  • Периодически повторяйте усвоенные навыки. Собака может их просто забыть.
  • Занимайтесь только в хорошем настроении. Если что-то беспокоит или раздражает, отложите тренировку. Отрицательные эмоции передаются животному, мешают обучению.
  • Установите самую сильную мотивацию. Поэкспериментируйте, что для щенка важнее: игрушка, вкусный кусочек или ваше одобрение. На начальных этапах на первом месте стоят еда и игра. Похвала и поглаживания работают хуже. Иногда достаточно поменять лакомство и сразу появляется результат.
  • Поощряйте за каждый маленький успех до полного усвоения нового навыка. Когда животное научится выполнять команду с любыми отвлечениями, сокращайте поощрение кормом, но совсем не отказывайтесь.
  • Хвалите от души.
  • Контролируйте самочувствие питомца. Иногда собака отказывается выполнять команды, если что-то болит.

Собака делает без принуждения только то, что ей выгодно. Дайте ей понять – правильное поведение и выполнение команд это вкусно, приятно и весело. Успех придёт, когда ваши интересы совпадут с выгодой питомца.

Какие породы лучше поддаются дрессировке

Статистика утверждает, что существует несколько пород, которые максимально хорошо поддаются обучению. К их числу относятся:

  • Немецкая овчарка. Очень преданные собаки, которые с легкостью усваивают даже самые сложные команды;
  • Кане-корсо. Идеальный вариант для охраны квартиры или дома. Легко обучаем и очень предан. Но обладает определенными сложностями при общении с представителями других пород;
  • Русский черный терьер. Животные обладают агрессивным и непокорным характером. Поэтому дрессировкой стоит заниматься только опытному кинологу или владельцу с волевым характером;
  • Мальтийская болонка. Великолепно поддается дрессировке и относится к декоративным породам. Небольшие размеры, острый ум в сочетании с высокой2 коммуникабельностью делают эту породу необычайно востребованной и распространенной.

Это важно: среди представителей любой породы есть особи, которые крайне слабо поддаются дрессировке. Проблема может заключаться как в самой собаке, так и в человеке, занимающемся обучением. Если пес отказывается выполнять команды и не понимает что от него хотят, то лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Как научить собаку команде «Ко мне» в домашних условиях

Эта самая важная команда. Она убережёт животное от опасностей, а хозяина от конфликтов на прогулке. Необученных навыку подзыва щенков на улице не спускают с поводка.

Выполнение задания длится секунды, но собаку придётся научить трём элементам:

  • Мгновенно отвлекаться от своих занятий и переключать внимание на хозяина.
  • Быстро подбегать, не отвлекаясь на посторонние предметы.
  • После выполнения сесть у левой ноги или напротив, посмотреть на хозяина, ждать указаний.

Чтобы собака освоила упражнение на 100%, дрессируйте сначала дома, потом на улице с разными отвлечениями.

Как обучить подзыву щенка – первые шаги

Сначала щенка знакомят с командой «Ко мне» дома:

  • Первый шаг – объясните значение команды, сформируйте связь между словами и движением к хозяину. Подзывайте щенка, когда он смотрит, готов подбежать или направляется в вашу сторону.
  • Команду произносите спокойно и ясно, чтобы она не терялась в потоке слов, с позитивными интонациями. Когда щенок подбежит, закрепите успех звуковым сигналом, угостите лакомством, похвалите.
  • Второй этап – отойдите на расстояние на 1 – 2 шага. Уловите момент, когда щенок посмотрит в вашу сторону, покажите игрушку или корм и командуйте «Ко мне».
  • Третий шаг – подзывайте щенка, когда он не смотрит на вас, но ничем интересным не занят. Когда он подбегает, отходите назад на пару шагов назад, чтобы щенок двинулся за вами.
  • Четвёртый шаг – подавайте команду, когда щенок увлечён игрушкой. Если он не реагирует, значит, усложнять задачу рано. Вернитесь временно назад.
  • Пятый шаг – зовите щенка с соседней комнаты. Не забывайте каждый раз угощать, хвалить.
  • Заключительный элемент – научите садиться у ваших ног. Поднесите кусочек к носу, поднимите над головой щенка, переместите чуть назад к линии глаз. Когда он задирает морду, задняя часть непроизвольно опускается на пол, так устроены собаки.

Основные ошибки начального обучения подзыву:

  • Повторять команду несколько раз. Щенок привыкнет подбегать со 2 – 5 попытки. Главная задача для начинающего дрессировщика – научится распознавать, когда питомец наверняка подойдёт.
  • Подзывать грозным голосом.
  • Произносить вместе кличку и команду. Они не должны сливаться в одно слово. Имя нужно для привлечения внимания, команда – для подзыва.
  • Звать щенка для неприятных гигиенических процедур или чтобы отругать за провинности.

Свяжите с командой только положительные эмоции.

Как научить собаку чаще смотреть на хозяина во время прогулки

За пределами дома для щенка открывается новый мир звуков, запахов, незнакомых людей, собак и кошек. Под влиянием впечатлений он забывает о хозяине, перестаёт замечать.

В таких условиях дрессировать бесполезно. Сначала установите зрительный контакт с питомцем на улице, научите видеть вас и слышать. Найдите тихое место с минимумом раздражителей или выводите во двор рано утром, поздно вечером.

Для тренировки внимания щенка полезно выполнять 3 упражнения:

  1. На прогулке молча остановитесь и ждите, когда собака посмотрит на вас. Держите на коротком поводке не больше метра. Пусть пёс бегает, обнюхивает вокруг. Когда посмотрит на вас или подойдёт – дайте звуковой сигнал и наградите.
  2. После 3 – 5 повторений отпустите побегать на длинном поводке. На каждой прогулке делайте по 5 таких упражнений.
  3. Регулируйте внимание собаки в движении. Гуляйте спокойным шагом, потом остановитесь. Как только пёс к вам повернётся – достаньте вкусный кусочек, отойдите на два шага назад. Пусть он сам подойдёт и возьмёт. Скоро собака станет оборачиваться во время остановок.
  4. Покажите лакомство и отвернитесь. Пёс забежит спереди и станет искать взаимодействия с вами.

На этом этапе не зовите собаку, не дёргайте за поводок. Задача упражнений – добиться внимания без принуждения. Если пёс подошёл и не хочет отходить, поиграйте с ним. Покажите, как с вами весело и интересно. Потом отпустите побегать на длинном поводке.

Станьте интересным для питомца, и он не захочет гулять сам по себе и убегать за собаками.

Команда «Ко мне» на улице

После установки зрительного контакта возвращайтесь к отработке подзыва. На прогулках для щенка слишком много интересного, поэтому начинайте занятия на близком расстоянии в тихом месте:

  • Держите щенка на поводке длиной 2 – 3 метра. Покажите игрушку или лакомство и подзывайте, когда он ничем не увлечен, смотрит в вашу сторону. Правильное выполнение команды свяжите с положительными эмоциями. Хвалите, угощайте вкусными кусочками, поиграйте и отпускайте гулять.
  • Постепенно увеличивайте длину поводка сначала до 5, потом 7, 10 метров. Подзывайте по-прежнему, когда собака к вам развернулась, сама готова прибежать. Команды давайте оживлённым, радостным голосом.
  • Повторяйте подзыв на прогулке каждые 10 – 15 минут, угощайте, хвалите и снова отправляйте бегать на длинном поводке. Помогите щенку не отвлекаться по пути на посторонние предметы. Отбегайте сами, подбадривайте хлопками, похвалой.
  • Затем на 5 простых подзывов добавьте 1 сложный. Подавайте команду, когда собака отвлеклась, не смотрит на вас. Научитесь определять, насколько она поглощена. Подзывайте, когда уверены в выполнении. Если пёс не прибегает на зов в момент обнюхивания жука в траве, то не сумеет переключить внимание в разгар игры.
  • Без поводка собака ведёт себя по-другому, часто перестаёт слушаться. Привяжите во время отработки команды «Ко мне» верёвку длиной 10 – 20 метров вместо поводка. Она даст ощущение свободы. Однако вы сможете в любой момент наступить на кончик и контролировать питомца на расстоянии.
  • На заключительном этапе покажите, что делать после выполнения команды. В момент приближения поймайте питомца на кусочек, подведите до нужного места. Затем поднимите лакомство над головой щенка, он автоматически сядет у ваших ног.

Когда подзыв получается на 100% в уединённых местах, переходите на площадки внешними раздражителями. И снова начинайте с близкого расстояния.

С поводка питомца спускают, когда он мгновенно бежит на подзыв, даже если рядом появилась кошка или играют другие собаки.

Собака не подходит на подзыв – исправляем ошибки

По правилам подзыв даётся только один раз, а пёс должен прибежать по первому требованию. Однако идеальная модель получается не всегда. Винить животное не продуктивно, попробуйте разобраться в своих ошибках.

Вот возможные ситуации, которые ведут к неповиновению питомца:

  • Вы подзываете собаку угрожающим тоном. Ни одно здравомыслящее существо не захочет подходить, если слышит злобные интонации. Подавайте команды позитивным голосом.
  • Питомец замешкался, отвлекся, подбежал с задержкой. Вы за это ругаете. Собака живёт настоящим. Она не связывает недовольство хозяина с поступком, совершённым минутами раньше. В сознании питомца объединяются неодобрение любимого хозяина и момент приближения. В следующий раз он не захочет подбегать. Хвалите, поощряйте даже за выполнение с опозданием.
  • Пёс не слушается, вы пытаетесь поймать. Собака воспринимает такие действия как игру. С удовольствием в неё включается. Попробуйте убегать. Пёс инстинктивно двинется следом. В этот момент развернитесь, скомандуйте «Ко мне», а после выполнения наградите.
  • На улице вы отпускаете собаку свободно бегать, играть. В конце зовёте, пристёгиваете, ведёте домой. Если прогулки проходят по такому сценарию, для собаки после выполнением приказа «Ко мне» заканчивается радость и веселье. Подзывайте питомца по 5 – 10 раз за прогулку. Похвалите и снова отправляйте бегать. Чтобы сгладить момент возвращения домой, немного поиграйте по пути.

Иногда хозяева ведут себя непредсказуемо. Во время дрессировки последовательно обучают командам на положительном подкреплении. Дома кричат, бьют за провинности. В результате пёс опасается подходить. Он просто не знает, что ожидать от хозяина.

Если возникают трудности с самостоятельным обучением собаки, можно записаться на обучающие курсы. У каждого кинолога свои наработки и ценные находки. Даже на бесплатных вебинарах можно найти много полезного для себя.

Глава 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

МЕТОДИКА

И ТЕХНИКА

ДРЕССИРОВКИ

СОБАК

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методика дрессировки собак— это научно обоснованная система выработки у собак комплекса навыков, необходимых для использования их на определенной службе (работе). Она обусловливает: общее количество навыков, обеспечивающих возможность использования собак на конкретной службе; задачи и нормативы подготовки собак по периодам их дрессировки на курсах (печальный, основной и заключительный); выработку навыков в отдельности и в комплексе с другими; режим дрессировки собак с учетом их индивидуальных особенностей поведения, степени подготовленности и процесса формирования условных рефлексов в ходе занятий; влияние конкретной обстановки и других внешних условий на работу собаки; возможные ошибки дрессировщиков, ведущие к выработке у собак нежелательных условных рефлексов, а также способы их предупреждения.

Методика дрессировки собак независимо от их служебного назначения основана на единой теории, общих принципах и правилах выработки условных рефлексов.

Техника дрессировки — это способы воздействия на собаку соответствующими раздражителями при выработке конкретного условного рефлекса.

Методика дрессировки собак одного вида службы от другой отличается количеством вырабатываемых навыков и техникой выполнения приемов, упражнений в определенной последовательности.

Весь процесс подготовки служебных собак состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного курса дрессировки и тренировки, что представлено на “Схеме подготовки специалистов и служебных собак”.

СХЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Этапы подготовки собак Периоды дрессировки на курсах Подготовка специалистов Подготовка служебных собак
теоретически практически
Подготовительный I- начальный Ознакомление с основными правилами дрессировки Обучение некоторым приемам управления собакой Отработка подготовительных приемов и упражнений
Курс служебной дрессировки Изучение биологии собаки, теории дрессировки, методики выполнения некоторых приемов Обучение технике выполнения приемов общей дрессировки Выработка большинства общедисциплинарных условных рефлексов и начало выработки первоначальных условных рефлексов специального назначения
II — основной Изучение методики отработки специальных приемов Совершенствование техники выполнения общих приемов, овладение техникой выполнения специальных приемов Совершенствование общедисциплинарных и специальных условных рефлексов до навыков
III — заключительный Изучение способов применения собак на службе Совершенствование техники управления собакой по всем приемам в условиях применения собаки на службе Совершенствование общедисциплинарных и специальных навыков в условиях, близких к требованиям службы
Тренировка в подразделениях в процессе службы Изучение особенностей службы и способов применения и тренировки собак Совершенствование навыков применения и тренировки собак Совершенствование навыков работы в конкретных условиях выполнения служебных задач. Выработка дополнительных навыков

Все приемы дрессировки по их назначению подразделяются на подготовительные, основные и дополнительные.

Подготовительная дрессировка имеет цель выработать у молодых собак комплекс первоначальных условных рефлексов. Это — основа для выработки навыков служебного назначения. Она проводится, как правило, до передачи собак для служебной дрессировки в ведомственное учебное подразделение. Значение подготовительных приемов возрастает в связи с повышенными требованиями к качеству подготовки служебных собак в сокращенные сроки — розыскных—5,5, сторожевых—1—1,5 месяца.

Когда учебное подразделение комплектуется собаками, не прошедшими подготовительную дрессировку, задерживается выполнение программы обучения специалистов и подготовки собак, страдает качество их подготовки.

Основной курс дрессировки является центральным в подготовке специалистов и служебных собак и осуществляется, как правило, в ведомственных учебных подразделениях. Продолжительность курса зависит как от предварительной подготовленности собак (подготовительной дрессировки), так и от количества и качества навыков, необходимых собаке, предназначаемой для специальной службы. Соответственно и приемы дрессировки называются основными. По ним определяется пригодность собаки к той или иной службе.

Самое большое количество приемов входит в курс подготовки розыскных и сторожевых собак. Поэтому и сроки их подготовки более продолжительны.

В свою очередь процесс параллельной подготовки специалистов и служебных собак в учебных подразделениях включает три периода: начальный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои конкретные цели и задачи.

После окончания основного курса дрессировки собаки тренируются в подразделениях в целях совершенствования ранее выработанных условных рефлексов с учетом конкретной служебной обстановки. Нередко в процессе службы возникает необходимость выработки у собак дополнительных навыков, когда основные условные рефлексы не обеспечивают эффективность их использования. Такие приемы выработки навыков называются дополнительными.

Все приемы дрессировки по их значимости и назначению подразделяются на общедисциплинарные и специальные. Они объединены названиями: общий курс дрессировки и специальный курс дрессировки.

Общедисциплинарными, или приемами общей дрессировки, называются потому, что в процессе отработки (выполнения) их вырабатываются условные рефлексы, дисциплинирующие собаку, делающие ее послушной. Большинство общедисциплинарных навыков являются базой для выработки специальных навыков у всех видов служебных собак.

Специальные приемы предназначены для подготовки собак к выполнению определенных служебных задач. Количество и виды специальных приемов определяется служебным назначением собаки. Они предусматриваются Программой подготовки собак в учебном подразделении соответствующего ведомства.

По нормативам основных приемов курса дрессировки (общедисциплинарных и специальных) оценивается подготовленность розыскных и сторожевых собак к конкретной службе:

Общий курс Специальный курс
Подготовительные приемы
Установление контакта дрессировщика с собакой Приучение к кличке Приучение к специальному снаряжению Приучение к чистке и показу для осмотра Развитие физической выносливости Приучение к темноте, непогоде, необычным условиям Приучение к перевозке на автомашине Приучение к спокойному отношению к выстрелам и другим сильным раздражителям Развитие обонятельно-поисковой реакции Развитие активно-оборонительной реакции
Основные приемы
Приучение переходить в свободное состояние Приучение подходить к дрессировщику Приучение к движению рядом с дрессировщиком Приучение садиться Приучение ложиться Приучение стоять Приучение к подноске предметов (апортировке) Приучение к преодолению препятствий Приучение к подаче голоса (лая) Приучение к переползанию Приучение к прекращению нежелательных действий Приучение не брать корм без разрешения Приучение к движению впереди дрессировщика Приучение к задержанию и окарауливанию Приучение к поиску человека по запаховому следу Приучение к выборке вещей Приучение к выборке человека Приучение к одорологической идентификации Приучение к обыску местности и помещений Приучение к сторожевке
Дополнительные приемы
Приучение к возвращению на место Приучение плавать Приучение к замедлению темпа движения Приучение к охране вещей Приучение к спокойной работе в группе дрессировщиков с собаками Приучение к досмотру транспортных средств Приучение к управлению по радио и другими техническими средствами Приучение к езде на лошади

Основные методические и технические правила дрессировки собак. Перед тем как приступить к работе с собакой, дрессировщик должен узнать кличку, возраст собаки, степень ее подготовленности, основные и преобладающие реакции поведения.

Дрессировка собаки начинается с первого подхода к собаке и установления правильного взаимоотношения (контакта) дрессировщика с собакой в течение 10—15 дней.

До начала целенаправленных занятий с собакой дрессировщик обязан изучить теорию дрессировки, основные правила содержания собак и ухода за ними. Прежде чем начинать любое упражнение, надо увидеть, как оно выполняется опытным дрессировщиком (инструктором) с собакой, продумать порядок применения условных (сигнальных) и безусловных (подкрепляющих) раздражителей с учетом особенностей своей собаки, получить консультации у инструктора (руководителя).

Для доведения способов применения раздражителей (сочетаний) до автоматизма дрессировщику необходимо потренироваться в выполнении упражнений без собаки, это поможет предупредить некоторые возможные ошибки в выработке условного рефлекса у собаки. Затем надо выполнить упражнение в замедленном темпе и только по мере овладения техникой воздействия раздражителями постепенно ускорять темп работы, доводя до нормативных требований.

При сочетании условных и безусловных раздражителей команды произносить четко, с нужной интонацией и соответствующей силой, исключить многословие. Оно отвлекает собаку, задерживают выработку условного рефлекса.

В заключительном периоде подготовки собак в условиях, близких к требованиям службы, собаку надо приучать к выполнению команд, подаваемых из-за укрытия и произносимых тихо, шепотом, когда собака не видит дрессировщика.

В управлении поведением собаки важное значение имеют жесты. При выполнении первоначальных упражнений они несколько отличаются от стандартных, так как движения руки с поводком или лакомством совершаются так, чтобы заставить собаку выполнить нужное действие. По мере образования условного рефлекса у собаки надо добиваться четкого выполнения жестов как в строевом (классическом) варианте, так и служебном. Например, жест посадки, укладки можно подавать полностью при управлении собакой на большом расстоянии, а на близком расстоянии, особенно на службе, достаточно незначительного движения руки.

При дрессировке и применении собак на службе используются 8 основных жестов, которые вполне обеспечивают четкое управление собакой: “Ко мне”, “Рядом”, “Сидеть”, “Лежать”, “Стоять”, “Голос”, “Ползи”, “Гуляй”. Жест “Гуляй” является общим для всех случаев, когда надо показывать собаке направление движения или привлечь ее внимание на какой-то раздражитель (объект). Разница между значением этого жеста в различных приемах в том, что возможно некоторое изменение угла выбрасывания правой или левой руки. В каждом конкретном приеме жест “Гуляй” обязательно сопровождается соответствующей командой.

Необходимо умело пользоваться коротким и длинным поводками как средством, дисциплинирующим собаку, позволяющим четко управлять ее поведением. Поводки применяются, как правило, для подкрепления команды или жеста в виде рывка, сдерживания и легкого подтягивания. Нельзя наказывать собаку поводком.

Собаки очень внимательны к поводку. Поэтому переход к управлению без поводка должен быть постепенным. Работать без поводка собака должна в наморднике.

При выполнении любого первоначального упражнения правильное ответное действие собаки на применяемые условный и безусловный раздражители надо подкреплять поглаживанием в сочетании с одобряющим словом “Хорошо”. Это должно вызывать у собаки приятное ощущение. Рекомендуется погладить (похлопать) кистью левой руки по лопатке, груди собаки, нежно почесать у основания ушей.

Правильные действия собаки каждый раз надо подкреплять условно поощряющим словом “Хорошо” с одобряющей интонацией.

При дрессировке собак розыскной, сторожевой и других специальных служб лакомство давать только левой рукой (рис. 23).

В целях сохранения чистоты индивидуального запаха на апортировочных предметах, особенно в начале выборки вещей, нельзя брать лакомство правой рукой. Исключением является показ лакомства правой рукой при выполнении первоначальных упражнений вызова лая и переползания, а также в отдельных случаях при посадке и укладке. В связи с этим поглаживать собаку надо, как правило, левой рукой.

Результативность и качество выработки условных рефлексов зависят от возраста собаки. Со щенками лучше проводить целенаправленную подготовительную дрессировку. При дрессировке щенков и взрослых собак пользуются одними и теми же методами, но с учетом особенностей животных. Щенки более подвижны, податливы к подражанию, слишком чувствительны к механическим (болевым) раздражителям. По возможности надо чаще пользоваться пищевыми раздражителями, побуждать их к выполнению нужных действий в группе двух-трех щенков и в процессе игр.

Заниматься с собакой рекомендуется 2—3 раза в день, лучше перед кормлением, но не раньше, чем через 2—3 часа после кормления. Определяя количество занятий и продолжительность каждого из них, надо исходить из учета количестве, и видов выполняемых упражнений, их сложности, нервной и физической нагрузки на организм собаки и ее работоспособности.

В начальном периоде подготовки собак, когда выполняются упражнения по выработке общедисциплинарных навыков и некоторых несложных специальных упражнений, продолжительность занятия не должна превышать двух часов. С началом упражнений по проработке следов продолжительность каждого занятия увеличивается, а количество их уменьшается.

Перед занятием надо хорошо выгулять собаку. Рекомендуется сначала повторять упражнения по совершенствованию начатых ранее условных рефлексов, затем выполнять упражнения по выработке нового условного рефлекса, не отвлекая собаку другими видами упражнений.

В последующих периодах подготовки собак, когда идет процесс совершенствования почти всех условных рефлексов, очередность упражнений, количество их на одном занятии определяют исходя из сложности выполнения их.

Очень важно поддерживать постоянную работоспособность собаки, не допускать ее переутомления.

Необходимо продумать план дрессировки каждого занятия, изучить методику выработки намеченных условных рефлексов по учебнику, получить консультацию у опытных дрессировщиков. Заканчивая занятие, надо сделать анализ проведенной дрессировки и наметить предварительный план для очередных занятий. Рекомендуется вести краткий учет процесса дрессировки собаки.

При дрессировке розыскных и сторожевых собак надо иметь комплект специального снаряжения индивидуального и группового пользования. Индивидуальными средствами являются: обычный и строгий (металлический) ошейники, короткий и длинный поводки, намордник, шлейка, цепь, прикол, сумка для переноски предметов дрессировки, сумка для лакомства,

ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КОНТАКТА) ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ

Дрессировка собаки начинается с правильных взаимоотношений (контакта) с дрессировщиком. Успешная дрессировка и применение собаки на службе невозможны без прочного контакта. Установление контакта — это выработка у собаки условного рефлекса доверия к дрессировщику, привязанности к нему.

Основными условиями приучения собаки к дрессировщику являются кормление собаки, своевременные и систематические прогулки с ней, а также правильный уход и умелое применение условных и безусловных раздражителей при дрессировке. Методика и техника установления контакта зависит от того, в каком возрасте собака закрепляется за дрессировщиком. Легче и проще устанавливается контакт при выращивании собаки с рождения. Но большинство собак, предназначенных для службы, как правило, передаются новому человеку перед началом дрессировки в учебном подразделении в возрасте от 8—10 месяцев до 2 лет.

При закреплении собаки за дрессировщиком он должен знать ее кличку, возраст, особенности поведения, степень подготовленности, отношение к посторонним лицам. Ему следует определить методику установления контакта с ней.

Дрессировщик должен быть смелым, но осторожным, готовым ко всяким неожиданностям в поведении собаки.

В зависимости от местонахождения собаки и степени ее агрессивности, первоначальный подход к ней может быть различным. В случае, когда собака находится в вольере, подходя к ней, надо назвать ее кличку и дать лакомство. Если собака сразу берет лакомство, проявляя при этом признаки доверчивого отношения, следует поласкать ее, взять на поводок и вывести на прогулку. Присутствие человека, за которым она была закреплена до этого, нежелательно. Можно передать собаку во время прогулки. Это делается так. Владелец выводит собаку с надетым намордником на прогулку. Человек, которому она передается, подходит к ним, незаметно для собаки принимает поводок и продолжает ее выгуливание, а владелец уходит. Выгуливая собаку на длинном поводке, дрессировщик периодически называет ее по кличке и при подходе дает лакомство.

К собаке с агрессивной реакцией подход должен быть другим. Лучшее средство здесь — систематическое кормление. При доверчивой реакции собаки в вольере ее можно взять на поводок и вывести на прогулку.

С самого первого подхода к собаке дрессировщику нужно соблюдать следующие правила: кормить свою (закрепленную) собаку самому, не доверяя другим; систематически выгуливать ее; правильно ухаживать за ней; методически последовательно и технически правильно выполнять все упражнения.

Первоначально установленный контакт совершенствуется в процессе всего курса дрессировки, особенно при отработке специальных приемов: развитие злобы, задержание убегающего, работа по запаховому следу и др.

При нормальном контакте характерно следующее поведение собаки: при подходе дрессировщика она ласкается, при уходе его стремится следовать за ним, иногда визжит или лает; во время прогулок не уходит далеко, постоянно следит за ним, активно ищет спрятавшегося в укрытии дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Грубое обращение с собакой, применение громких команд, резких рывков и ударов поводком, вызывающих трусливое или недоверчивое отношение к дрессировщику, а иногда и злобную реакцию.

2. Излишне ласковое обращение с собакой, увлечение играми, снижающими дисциплинированность собаки.

3. Нерешительное, боязливое обращение с собакой, вызывающее у нее или настороженность, или агрессивную реакцию на дрессировщика.

ПРИУЧЕНИЕ К КЛИЧКЕ

Кличка дается каждой собаке, как правило, в возрасте 2—3 месяцев. Необходимость приучения к кличке взрослой собаки возникает при желании изменить кличку или тогда, когда кличка неизвестна.

Для клички используют любое короткое, звучное слово, кроме имен людей, наименований городов, стран и национальностей. Условный рефлекс на кличку вырабатывается в процессе повседневного обращения с собакой, но чаще всего при кормлении и выгуливании.

Подходя к собаке, дрессировщик (владелец) произносит кличку и дает корм или лакомство. С началом прогулок и выполнения приемов дрессировки внимание собаки на кличку подкрепляется не сразу, а только после выполнения ею ответных действий на другие команды, подаваемые дрессировщиком. Кличку нельзя произносить с угрожающей интонацией и тем более подкреплять неприятными для собаки раздражителями.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Искаженное произношение клички, особенно с угрожающей интонацией.

2. Излишне частое повторение клички, мешающее выработке четкого условного рефлекса на другие команды.

И ДРУГИМ НЕОБЫЧНЫМ УСЛОВИЯМ

Служебных собак применяют в самых сложных условиях окружающей среды. Поэтому с раннего возраста их надо приучать к разнообразию внешних условий: темноте, непогоде, к местам оживленного движения людей, транспортных средств, выпаса животных и т. п. Эта задача решается во время прогулок, выгуливания и занятий собак путем постепенного приближения к подобным раздражителям. При этом, если собака побаивается, осторожничает, надо отвлекать ее игрой, пробежками и дачей лакомства, а агрессивную реакцию запрещать, подкрепляя команду “Фу” рывком поводка или легким ударом прута.

ДРЕССИРОВКИ

ПРИУЧЕНИЕ САДИТЬСЯ

Навык садиться является основным и исходным положением собаки для дальнейших действий как в процессе курса дрессировки, так и на службе.

Навык дисциплинирует собаку. Условные раздражители — команда “Сидеть” и жест — поднятие свободно вытянутой правой руки вперед снизу вверх ладонью от себя до уровня глаз дрессировщика.

Безусловные раздражители — рывок поводком, нажим на область поясницы, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакций.

Прием вводится на 5—6-й день занятий после установления хорошего контакта дрессировщика с собакой и выработки условного рефлекса на команды “Ко мне”, “Гуляй”.

Основной метод дрессировки — контрастный, но не исключается и вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальный условный рефлекс вырабатывается на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. Собака должна быть в голодном или полуголодном состоянии. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, удерживая собаку впереди себя, переворачивает ошейник кольцом вверх, берет поводок в правую руку в 15—20 сантиметрах от ошейника, подает команду “Сидеть” и через 1—2 секунды делает рывок поводком вверх и назад, одновременно нажимая левой рукой на область поясницы. Как только собака села, дрессировщик поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства. Продержав собаку а этом положении 5—10 секунд, предоставляет ей свободное состояние. Упражнение повторяется в течение рабочего дня 35—40 раз с предоставлением отдыха на 2—3 минуты между сочетаниями. Такой режим поддерживается 4—5 дней. Занятия целесообразно проводить ежедневно. В период выработки первоначального условного рефлекса “садиться” другие приемы не отрабатываются .

Собаку можно приучить садиться и другим способом. Дрессировщик ставит собаку перед собой, затем наступает ногой на поводок, чтобы ограничить движение собаки. В правую руку берет лакомство и, подав команду “Сидеть”, через 1—2 секунды подносит руку с лакомством к морде собаки и, занося руку за ее голову, заставляет собаку сесть. Как только собака села, дрессировщик поощряет ее лакомством.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде “Сидеть” быстро садится без воздействия безусловным раздражителем и остается в этом положении в течении 10—15 секунд, а при отходе дрессировщика от нее на расстояние до 2 шагов не срывается с места.

В последующем вводятся усложнения. Вырабатывается продолжительная выдержка в сидячем положении с одновременным увеличением расстояния между дрессировщиком и собакой, соблюдая при этом следующие правила:

расстояние между дрессировщиком и собакой, особенно до 10—12 метров, и время выдержки увеличивать, не спеша — по 1 шагу и по 15—20 секунд через каждые 2—3 занятия;

не подзывать собаку к себе после выдержки на расстоянии. Лучше подойти к ней, погладить, дать лакомство и перейти к выполнению других упражнений;

в случае срыва собаки дрессировщик по команде “Место”, подкрепляя рывками поводка, возвращает ее к прежнему месту и командой “Сидеть” в угрожающем тоне, подкрепленной безусловным воздействием, усаживает на прежнее место;

отходить от собаки вначале спиной вперед, т. е. лицом к собаке, постоянно наблюдая за ней. В дальнейшем можно произвольно и различным темпом (шагом, бегом).

Выработка условного рефлекса на жест. Эти упражнения отрабатываются, как правило, параллельно с “укладкой”. Когда собака находится в лежачем положении, дрессировщик берет поводок в левую руку и слегка натягивает его. Затем движением правой руки снизу вверх в сочетании с выпадом левой ногой вперед ударяет по поводку, одновременно произнося команду “Сидеть”. Как только собака села, дрессировщик опускает правую руку и дает собаке лакомство левой рукой. После предусмотренной планом выдержки в сидячем положении собаку выгуливают.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест можно выполнять и так. Когда собака находится перед дрессировщиком, он берет поводок в правую руку в 50—60 сантиметрах от ошейника и движением руки снизу вверх усаживает ее. Для усиления воздействия на собаку делает шаг вперед. За выполненное действие поощряет собаку поглаживанием и лакомством.

Кроме того, отрабатываются упражнения по приучению собаки садиться с разных положений отдельно по команде или жесту в комплексе с другими общедисциплинарными и специальными приемами.

Одновременно добивается безотказности в работе при наличии отвлекающих раздражителей. Управление собакой осуществляется как на поводке, так и без поводка с различных положений дрессировщика: стоя, сидя, лежа, в движении с различными темпами, из-за укрытия.

Навык считается выработанным, если собака безотказно садится по первому сигналу дрессировщика в сложных условиях с любого положения на расстоянии до 25—30 метров от него и проявляет выдержку не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Многократное повторение команды “Сидеть” до подкрепления безусловным раздражителем.

2. Систематический подзыв собаки с сидячего положения или предоставление свободного состояния после небольшой выдержки.

3. Неправильный нажим левой рукой на область поясницы.

4. Несвоевременное исправление неправильного положения собаки при посадке.

ПРИУЧЕНИЕ ЛОЖИТЬСЯ

Навык необходим при несении службы для маскировки, транспортировки на машине, лошади с применением специально оборудованного седла. Навык дисциплинирует собаку.

Условные раздражители — команда “Лежать” и жест — резкое опускание правой руки предварительно вытянутой вперед на уровень груди дрессировщика.

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, нажим на холку, рывок поводком.

Навык вырабатывается на базе пищевой и пассивно-оборонительной реакций.

Прием вводится после выработки условного рефлекса на команду “Сидеть”.

Методы дрессировки — контрастный и вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальный условный рефлекс можно выработать применением механических раздражителей, лакомством, вытягиванием (подсечкой) передних лап собаки.

Первый способ.

Дрессировщик ставит (сажает) собаку перед собой, поворачивает ошейник кольцом вниз, правой рукой берет поводок на расстоянии 20—25 сантиметров от ошейника, затем подает команду “Лежать” и через 1—2 секунды делает рывок вниз и вперед, одновременно нажимая левой Рукой на холку собаки.

Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства. Подержав собаку в лежачем положении 5—10 секунд, Дает ей лакомство и предоставляет свободное состояние.

Второй способ.

Поставив (посадив) собаку возле себя, дрессировщик левую руку с поводком кладет на холку, берет в правую руку лакомство. Затем подает команду “Лежать” и через 1—2 секунды, показывая собаке лакомство и движением правой руки от ее носа вперед и вниз с одновременным нажатием левой рукой на холку принуждает собаку лечь. За выполненное действие собака поощряется поглаживанием и лакомством.

Третий способ.

Посадив собаку возле себя, дрессировщик подает команду “Лежать” и через 1—2 секунды, нажимая на холку левой рукой, одновременно правой рукой вытягивает передние конечности собаки вперед или делает подсечку. Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства.

Если собака сразу же после укладки попытается встать, следует повторить команду “Лежать” с угрожающей интонацией и рывком поводка удержать в лежачем положении до 5—10 секунд. Упражнение повторяется в течение рабочего дня 35—40 раз с предоставлением отдыха на 2—3 минуты между сочетаниями. Такой режим поддерживается 4—5 дней.

В ходе занятий надо следить, чтобы при укладке собака занимала правильное положение: задняя часть корпуса должна лежать ровно, передние лапы вытянуты вперед, голова приподнята. Неправильное положение собаки дрессировщик обязан исправлять и поощрять ее лишь тогда, когда она займет правильное положение.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде “Лежать” быстро ложится без воздействия безусловным раздражителем и остается в этом положении в течение 5—10 секунд, а при отходе дрессировщика от нее на расстояние до 2 шагов не срывается с места.

После этого можно вырабатывать условный рефлекс на жест. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, посадив собаку, отходит от нее на один-два шага лицом к ней. Левой рукой слегка натягивает поводок, затем выносит правую руку вперед и вверх на уровень груди и, опуская вытянутую руку вниз, ударяет по поводку, произнося команду “Лежать”. Чтобы предотвратить срыв собаки с места, дрессировщик делает шаг вперед левой ногой. Как только собака легла, ее поощряют лакомством. После выдержки (20—30 секунд) в лежачем положении собаку выгуливают. Упражнение повторяется на одном занятии 35—40 раз в течение 4—5 занятий, в последующем количество сочетаний сокращается.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест можно выполнять и так. Дрессировщик сажает собаку перед собой, берет поводок в правую руку в 50—60 сантиметрах от ошейника, поднимает руку с поводком на уровень груди и рывком поводка сверху вниз принуждает собаку лечь, одновременно произнося команду “Лежать”. Для усиления воздействия на собаку делает шаг вперед левой ногой. Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства.

Дальнейшая методика ввода и отработки усложнений такая же, как и при выработке навыка садиться.

Навык считается выработанным, если собака безотказно ложится по первому сигналу дрессировщика на расстоянии от него до 25—30 метров и в сложных условиях окружающей среды, с выдержкой в лежачем положении не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Многократное повторение команды “Лежать” без подкрепления безусловным раздражителем.

2. Неправильное выполнение подсечки, причинение боли собаке.

3. Несвоевременное исправление неправильного положения корпуса в положении лежа, нетребовательное отношение к собаке.

4. Систематический подзыв собаки.

ПРИУЧЕНИЕ СТОЯТЬ

Навык собаки стоять необходим для чистки, осмотра, надевания на нее специального снаряжения, способствует выработке общей дисциплины.

Условные раздражители — команда “Стоять” и жест — поднимание левой руки вперед ладонью вверх до уровня плеча.

Безусловные раздражители — воздействие левой рукой на живот собаки, подтягивание поводком, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакций собаки.

Прием вводится после выработки у собаки условных рефлексов на команды “Сидеть”, “Лежать” с выдержкой в принятом положении не менее одной минуты.

Основной метод дрессировки — контрастный.

Методика и техника дрессировки. Дрессировщик, находясь с правой стороны сидящей собаки, подает команду “Стоять” и через 1—2 секунды правой рукой делает легкий рывок поводком вперед, одновременно приподнимая собаку воздействием на живот левой руки.

Как только собака встала, дрессировщик одобряет ее поглаживанием и дачей лакомства.

При попытке собаки сесть дрессировщик переносит левую руку под живот и поддерживает ее в стоячем положении, повторяя команды “Стоять”, “Хорошо”. При первых упражнениях после 5—10-секундной выдержки собаку выгуливают. В последующем продолжительность выдержки увеличивается. Упражнение повторяется 35—40 раз и так в течение 4—5 дней.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде “Стоять” встает и остается в этом положении 15—20 «секунд. Дальнейшее совершенствование первоначального условного рефлекса до навыка осуществляется с вводом усложнений и соблюдением правил, изложенных в приемах приучения собак садиться, ложиться. Имеет свои особенности выработка условного рефлекса на жест “Стоять”. Движение левой руки снизу вверх до уровня плеча близко по своему способу к выполнению первоначальных упражнений. Поэтому движение левой рукой снизу вверх становится сигналом безусловного воздействия. Упражнение с жестом выполняется так.

Когда собака сидит на расстоянии одного шага от дрессировщика, он, сделав правой ногой шаг вперед, движением левой руки снизу вверх приподнимает и ставит собаку. В момент легкого воздействия на живот и приподнимания собаки левой рукой дает команду “Стоять”. Как только собака встала, поощряет ее поглаживанием и лакомством. Одновременно с воздействием левой рукой делает легкий рывок поводком вперед. В последующем движение левой руки совершает без шага вперед, подкрепляя легким подтягиванием собаки поводком к себе.

Навык стояния считается выработанным, если собака четко встает по команде или жесту дрессировщика на удалении 25—30 метров в сложных условиях, правильно вытягивает туловище и остается в стоячем положении не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Сильное давление левой рукой на живот собаки или удар по животу, вызывающие проявление трусости, попытки садиться или ложиться при виде руки.

2. Сильный рывок поводком, заставляющий собаку не только вставать, но и сходить с места, в результате замедляется выработка выдержки.

3. Частые подзывы собаки к себе из стоячего положения, вырабатывающие привычку самостоятельно сходить с места.

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

Навык поиска и подноски предметов является базой для приучения собак к выборке вещей, человека, обыску местности, досмотру транспортных средств, работе по запаховым следам и др.

Навык способствует развитию обонятельно-поисковой реакции собаки.

Условные раздражители: основные — команда “Апорт” и жест — показ рукой в направлении поиска апортировочного предмета (запахоносителя); вспомогательные команды —“Ищи”, “Дай”, “Нюхай”, “Фу” (в негромкой интонации); дополнительные команды —“Сидеть”, “Голос”.

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе сложной инстинктивной реакции схватывания движущихся объектов (предметов), а также пищевой и активно-оборонительной реакций собаки. Прием вводится параллельно с приучением собаки садиться.

Основной метод дрессировки — вкусопо

Команда Рядом – домашняя работа

Эта сложное задание. Собаке нужно уметь начинать движение, ускорять, замедлять, останавливаться, делать повороты. Сначала определите место питомца рядом с собой – у левой, правой ноги или ему разрешается идти с любой стороны. Обозначьте для себя, на каком расстоянии он может двигаться. Обычно поводок чуть провисает.

Чем яснее вы представите модель будущего поведения питомца, тем доходчивее объясните, а щенок быстрее поймёт.

Первые занятия проводите дома, посвятите объяснению команды. Щенка параллельно познакомьте с поводком:

  • Наденьте поводок, чтобы он чуть провисал. Встаньте около питомца, дайте вкусный кусочек. Так вы обозначите место около вас. Вербальную команду пока не вводите. Она воспринимается как шум и мешает щенку сосредоточится на задании.
  • Сделайте 1 – 2 шага вперёд. Когда щенок последует за вами, похвалите, угостите.
  • Постепенно увеличивайте «прогулки» по дому, постоянно закрепляйте правильное поведение похвалой и лакомством.
  • Когда щенок начнёт свободно передвигаться у вашей ноги, познакомьте со словом Рядом. Это единственная команда, которую можно повторять не один раз.

Когда собака поймёт смысл команды, переходите к занятиям на прогулках.

Как отучить собаку тянуть поводок на улице

Перед прогулкой настраивайте собаку идти рядом уже в прихожей. Не давайте бежать впереди. Если она рвётся в дверь, остановитесь у выхода. Подойдите к питомцу и поведите поводок в сторону. Назад не тяните, это только подстегнёт бежать вперёд. Когда пёс встанет у ноги, похвалите, скомандуйте «Рядом» и идите.

Для занятий на улице найдите тихое безлюдное место. Сначала отпустите собаку сходить в туалет, побегать. Поиграйте 5 – 10 минут. Подвижным животным нужно сбросить энергию. Затем приступайте к тренировке:

  1. Возьмите щенка за поводок, подведите за лакомством к месту рядом с собой, которое обозначили дома. Скомандуйте и начинайте движение. Через каждые 2 – 3 шага останавливайтесь, хвалите, угощайте.
  2. Если пёс убежал вперёд, натянул поводок – не дёргайте, просто остановитесь. Затем позовите питомца, отойдите на пару шагов назад. Когда он вернётся не давайте лакомство, не подкрепляйте желание убегать, натягивать поводок. Просто скомандуйте и продолжайте упражнение, периодически поощряя.
  3. Если собака заинтересовалась предметом вдали, безудержно рвётся вперёд – подойдите, удерживая поводок. Потом потяните вбок без рывков и разверните животное в противоположную сторону. Скомандуйте «Рядом». Через 3 – 4 шага похвалите, наградите, продолжайте движение.
  4. Слишком энергичного щенка разворачивайте каждый раз, когда он с силой рвётся вперёд. Затем двигайтесь в противоположном направлении. Не дёргайте за поводок, это даёт кратковременный результат. На очередной прогулке всё повторится сначала.

Занимайтесь регулярно на каждой прогулке в несколько заходов. 5 минут походите на коротком поводке. Потом поиграйте, отпустите гулять на 5 – 10 минут.

Друзья, оставляйте комментарии. Ваши дополнения и опыт дрессировки собак в домашних условиях полезны для начинающих владельцев.

Ссылка на основную публикацию
Похожее