При упоминании о мужских и женских школах в памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. Но «однополые» классы есть и в современной России, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу не прекращаются.
Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.
В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.
Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.
Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы…
Кто «за» и почему…
Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.
Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Простой пример – перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.
Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.
По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.
Школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.
Разделяй и учи?
У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.
Розалия Чалимова, учитель физики высшей категории, ответственная за ГЭП в школе N 1257:
– Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.
В школе N 1257 первый набор детей в раздельные классы начался 15 лет назад. В течение 11-ти лет в школе одновременно существовали смешанные и однополые классы.
Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:
- повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете
- выросла работоспособность – можно «пройти» больше, подробнее разобрать сложные темы
- легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу
- улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе
- дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли
- на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через «козла», а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.
Кто лучше – мальчик или девочка? Плюсы и минусы для родителей
Кто же все-таки лучше – мальчик или девочка? Вопрос это извечный, и спор кого лучше родить, а затем легче растить длится и длится… Хотя, в большинстве своем родители принимают и любят ребенка того пола, который родится.
Речь не идет об исключениях, когда папа очень хочет сына потому, что у него уже есть четыре дочки (или наоборот). Так, кто же лучше для родителей, мальчик или девочка?
Плюсы и минусы мальчиков
Многие женщины хотят родить мальчика как продолжение любимого мужчины. А мужчины хотят иметь сына, как продолжателя рода. Многие из них считают, что мужику нужен сын, которого он воспитает, как настоящего мужчину.
Вообще в нашем обществе мужчины всегда ценились выше, им проще найти работу, при прочих равных условиях легче получить более высокую должность, ведь им потом не придется рожать детей и сидеть в декрете. А выйдя на работу разрываться между ней, домом и ребенком.
Мамы, родившие в муках свое чадо, радуются, что их сыновьям не придется терпеть в будущем такую боль. Да и в подоле они не принесут, поэтому не так страшно, если сын начнет раннюю сексуальную жизнь. Если же первый брак будет неудачным, всегда можно развестись, а в последствие мужчине намного легче создать новую семью, чем разведенной женщине.
С другой стороны, мужчина должен всегда работать, чтобы обеспечивать семью. При этом придется содержать детей и от удачного, и от неудачного брака. К тому же мужчины чаще, чем женщины выбирают опасные профессии – источник волнения для родителей.
Мальчики более равнодушны к своей внешности, но чаще попадают в неприятности, приходя домой в синяках и ссадинах. Когда подрастут, гоняют на мотоциклах, многие из них любят большие скорости, что чревато большой травматической опасностью. Но хуже всего, что мальчиков призывают в армию, где может быть страшнее и больнее, чем в любом родильном отделении.
Плюсы и минусы девочек
Девочка всегда будет рядом с матерью. Даже народная мудрость гласит, что дочь – при матери, а сын – при жене. Дочери более ласковы и внимательны по отношению к родителям. Зачастую папы, мечтавшие когда-то о сыне, умиляются своей лапочке-дочке.
Девочки не производят так много шума, как мальчики, мало интересуются местами и играми с высокой вероятностью травм. Но уделяют слишком много внимания своей внешности, особенно в подростковом возрасте, считая каждую калорию съеденной пищи и миллиметры на своей талии. При этом дочь всегда может дать матери модный совет и подсказать отцу, в чем он будет лучше выглядеть.
Гардероб и косметические принадлежности подросшей девочки требуют значительных денежных затрат.
Дочери могут тяжело переживать несчастную любовь (и не одну!), забеременеть в юном возрасте и даже стать матерью-одиночкой, неудачно выйти замуж и развестись. Зато ребенок, которого родит дочь, всегда останется с ней, а значит и с ее родителями.
Женщина всегда может поменять работу на семью и воспитание детей, что очень маловероятно для мужчины.
Девочке не нужно идти в армию, если только в силу своего характера она сама этого не захочет.
Каков же вывод?
Да не важно, кого послал Бог – мальчика или девочку. Главное, чтобы они были здоровы, а когда вырастут, любимы и счастливы. Просто на фоне их взрослых проблем такими светлыми покажутся их детские годы.
Ложка дегтя
Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству. Игорь Душенко, психолог-педагог психолого-педагогического :
– У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное – оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения – работа в микрогруппах – учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и «взаимообмен» позитивных качеств.
Приметы
У каждого народа были свои поверья, связанные с планированием пола ребенка.
Например, древние китайцы считали, что пол малыша зависит от того, в каком направлении женщина лежит во время зачатия: если головой на север – будет мальчик, если же на юг – ждать следует девочку.
Немцы в старину были убеждены, что все зависит от погоды: если зачатие происходит в дождь, то больше вероятность появления девочки, а если в сухую погоду – мальчика.
До сих пор можно услышать некоторые из следующих примет:
• Если положить в изголовье кровати расческу, ленту или любой «женский» предмет – удастся зачать девочку, если нож, молоток или другой «мужской» предмет – мальчика.
• Если зачатие происходит в «женские» дни — среду, пятницу или воскресенье, – будет девочка, если в «мужские» — понедельник, вторник, четверг или субботу, — мальчик.
• Если любовь мужа сильнее – родится мальчик, если любовь жены сильнее – девочка.
Последняя примета, кстати, отчасти совпадает с теорией, что девочки чаще рождаются в тех семьях, где жена находится в позиции ведомой, а мальчики – в семьях, где лидирует жена, а в роли ведомого выступает муж. Мол, таким образом происходит некоторое уравновешивание мужской и женской части семьи.
Впрочем, приметы вряд ли стоит рассматривать как руководство к действию – это всего лишь суеверия, которые не имеют под собой основания.
Дефицита общения нет!
Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, – потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками – как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.
Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только «женскими» или «мужскими» предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.
Для мальчиков и девочек
Еще несколько десятков лет назад тхэквондо считался мужским видом спорта и девочки приходили в секции редко. Сегодня ситуация изменилась и в группах можно увидеть в равной степени как девочек так и мальчиков. В секциях нет никаких разделений по половому признаку. Девочки занимаются наравне с мальчиками. Особенно хорош этот вид спорта для трудных подростков, в том числе и девочек. Многие знаменитые спортсмены утверждают, что только благодаря тхэквондо они научились вовремя увидеть грань и смогли понять то, что обычные подростки понимают, уже совершив непоправимые поступки.
Несмотря на то, что девочки и мальчики занимаются вместе, тхэквондо дает им разные навыки. Мальчишки в первую очередь учатся постоять за себя, защищать близких и контролировать свою энергию, направляя ее в нужное русло.
Девочкам же тхэквондо дает в первую очередь уверенность в себе и отличную фигуру. Как ни странно, но после нескольких лет занятий девочки становятся более женственными и утонченными.
Школы разные нужны
Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.
Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.
Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам – для повышения качества преподавания.
Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.
По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.
Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.
В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Но самый самый знаменитый «выпускник» Итона – Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.